Будущее не наступает внезапно. Уже сейчас можно заметить – как меняются профессии, благодаря внедрению технологий в нашу жизнь. До 65% профессий, где будут заняты нынешние ученики младших классов, ещё не существуют, - из доклада Всемирного экономического форума.

 

Так чему же обучать детей сейчас? Какие качества развивать, чтобы в будущем они смогли реализовать свой потенциал?

 

1. В 3-ем тысячелетии человек должен быть гибким и адаптивным. Придётся отказываться от тех навыков и мышления, которые больше не нужны. Нужно учиться думать по-новому, т.к. дети живут уже в новой реальности, которая быстро меняется. Важно научить адаптироваться в постоянно изменяющихся условиях!

2. Учитывать автоматизацию рабочих мест. Речь идёт как и о навыках программирования, так и о сетевом сотрудничестве. Количество временных и удалённых работников увеличится, а большая часть штатных сотрудников будет работать виртуально. 

3. Научить навыку внятной коммуникации: убедительно представлять свои аргументы; кратко и ясно излагать свои мысли (устно и письменно);  уметь презентовать, продвигать себя и/или свой продукт (товар/услугу). 

4. Обучать детей задавать правильные вопросы, что является основой критического мышления.

5. Развивать критическое мышление – умение анализировать, систематизировать и подвергать сомнениям причины возникновения проблем. 

6. Важно делать акцент на видение процессов и взаимосвязей, развитие алгоритмического мышления, а не выработке установки «это нужно знать». 

7. Научиться работать с данными, находить нужную информацию, критически оценивать источник и её содержание (т.к. вырос доступ не только к информации, но и к дезинформации).

8. Развивать инициативность и предпринимательские навыки, нужно вдохновлять творцов и новаторов. Побуждать учащихся искать новые возможности, идеи и стратегии для улучшения жизни на нашей планете.

9. Содействовать развитию воображения, а не загружать учеников информацией. Пусть задают вопросы и ищут ответы, включают «воображалки», анализируют, планируют, экспериментируют и воплощают идеи в жизнь! Любопытству и нешаблонному мышлению в школе должно уделяться не меньше внимания, чем физике и математике. Эйнштейн говорил, что «воображение важнее знаний».

10. Не менее важным навыком станет умение обучаться друг у друга, перенимать опыт, навыки... Всё становится таким сложным, что кооперация является единственным возможным способом выживать в современных реалиях. Поэтому в ближайшем будущем важно будет объединяться в группы, а не работать в одиночку. 

11. Обучаться новому лидерству, которое будет связано не с иерархической властью, а с умением вдохновлять и заряжать окружающих энергией!  Также важно развивать софт-скилз для влияния на процессы и людей. Вообще-то эти навыки позволяют быть успешными независимо от направления и специфики деятельности. Речь идёт о социальных навыках: умении убеждать, находить подход к людям, лидировать, о межличностном общении, умении вести переговорные процессы, работе в команде, о личностном развитии, управлении временем, эрудированности, креативности и т.д.

Софт-скилз важны как в работе, так и в жизни. Эти все навыки используются для достижения целей. Причём, чем выше человек взбирается по карьерной лестнице, тем большую роль играют социальные навыки, в то время как профессиональные отходят на второй план…

12. Детям нужно давать больше информации обо всех сферах жизнедеятельности человека. Их нужно ещё учить отслеживать тренды и рассказывать о преимуществах непрерывного обучения. 

13. Также важно доверять детям решение глобальных проблем.

 

 

К сожалению, в нынешней системе образования дети учат то, что им предписано, а не то, что они сами могут для себя выбирать. Трансформация системы образования многих зарубежных стран сейчас нацелена именно на возможность самостоятельного выбора и изучения предметов, к которым у детей есть склонность. При этом, конечно, базовый набор является обязательным.

Знания сейчас развиваются гораздо быстрее, чем создаются учебные материалы. Но обучать нужно как фундаментальным основам, так и способности к самообучению, саморазвитию, использованию больших объёмов информации и поиску в них необходимых данных. 

Вообще же, людям важно заниматься тем, что их интересует, на что есть энергия. На протяжении всей жизни человек может поменять и профессию, и сферу деятельности. Главное – научиться слушать Себя... 

 

Давайте же готовить детей к жизни, а не к поступлению в университет! Не нужно взращивать «эффективных работников», а нужно раскрывать и развивать природный потенциал, чтобы каждый смог реализовать себя как личность и был полезен и себе, и обществу в котором мы живём. 

 

#TeenagerSchool #teenager3000